Ярослав
Мудрый (ок. 978-1054)
Киевский
князь, сын Владимира Красное Солнышко, или Владимира Святого, родился около 978 г . с врожденной хромотой.
Его мать, полоцкая княжна Рогнеда, с четырех лет приставила к нему учителей
(греческих, болгарских, варяжских и даже латинских). Мальчик стал много времени
проводить с книгами, полюбил читать.
Встав во
главе государства, Ярослав продолжал дело отца: страна развивалась, строилась,
расширялась торговля, создавались школы. Русские имели тогда почти такие же
законы, что и Запад («Русская Правда» напоминала скандинавское
законодательство). Древняя Русь встала вровень со всеми цивилизованными
государствами. Столица тогдашней Руси — Киев — достигла наивысшей степени
расцвета, Ярослав хотел сделать из него соперника Константинополю: со своим
Софийским собором и Золотыми воротами. В Киеве был построен роскошный храм
Софии, где принимались иностранные послы, там же велось летописание и хранилась
первая библиотека.
В «Повести
временных лет», в главе, начинающейся словами «В год 6545 (1037)» читаем:
«Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и
церковь святой Софии,..., и любил Ярослав церковные уставы... и книги любил,
читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с
греческого на славянский язык. И написали они книг множество...» Далее
летописец рассуждает о пользе книг, пользе чтения. А потом пишет: «Ярослав
же... любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую
создал сам». Некоторые исследователи считают именно эти слова свидетельством
того, что Ярослав Мудрый организовал на Руси первую государственную библиотеку.
В ней писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли
так называемые «изборники» — из разных зарубежных книг переписывали отрывки;
писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные).
Книгописная мастерская должна была быть не маленькой, над книгой трудились не
только переписчики и переводчики, но и переплетчики, редакторы, художники,
ювелиры, мастера по выделке пергамена.
Из книг,
переписанных в то время, сохранилась кирилловская часть Реймского евангелия.
Его привезла во Францию в 1049
г . Анна, дочь Ярослава Мудрого, вышедшая замуж за
Генриха I. Никаких описей, каталогов или же просто списка книг, хранившихся в
библиотеке, до сих пор не найдено. Судить о составе фонда можно только косвенно
по двум Изборникам, которые составил диакон Иоанн для сына Ярослава Мудрого,
черниговского князя. У Л.В. Черепнина можно прочесть, что «Изборник Святослава»
1073 г .
первоначально был переведен с греческого по повелению болгарского царя Симеона,
имя которого было соскоблено, и вписано имя русского князя Святослава.
«Изборник» 1076 г .
— это русское подражание первому Изборнику, состоит из рассуждений на моральные
темы и создано специально для рядовых мирян.
В
библиотеке должны были быть евангельские и апостольские источники: поучения,
пророческие беседы, жития святых, а также хроники, исторические повести,
некоторые славянские сочинения, например, «Слово некоего калугера (монаха) о
четьи книг», сборники изречений, философские и юридические трактаты,
естественнонаучные сочинения. Считается, что именно в библиотеке Ярослава
Мудрого были разработаны основы сборника законов «Русская правда», «Церковный устав»,
было продолжено составление летописных сводов, а также был создан первый
русский «Хронограф по великому изложению» (т.е. по всемирной истории),
составленный по византийским хроникам Георгия Амартола и Иоанна Малалы.
Знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, которое он читал
в торжественной обстановке перед Ярославом Мудрым и его семьей, несомненно тоже
имелось в библиотеке. Кроме того, предположительно о репертуаре библиотеки
можно судить и по перечню «истинных» и «ложных» книг. Вероятнее всего, что все
90 запрещенных тогда книг действительно имели хождение на Руси во второй пол.
XI века, а «истинные» — входили в фонд библиотеки Ярослава Мудрого.
Что стало
в дальнейшем с библиотекой — неизвестно, но нет и никаких свидетельств ее уничтожения.
К сожалению, ни одной книги из киевского
Софийского собора пока не обнаружено. Поэтому правомерно и другое мнение,
например М.И. Слуховского, который подвергал сомнению не только объем и состав
книжной коллекции Ярослава Мудрого, но и сомневался, можно ли употреблять слово
«библиотека» по отношению к тому собранию книг. Но как определить, сколько
нужно книг, чтобы назвать их библиотекой! Десять (для богослужения надо —
минимум семь)? Двадцать? Пятьдесят? Сто? И сколько книжников необходимо усадить
за работу?
Комментариев нет:
Отправить комментарий